Инфраструктура. Право. Решения.

 

С июля 2018 года объекты информационных технологий (IT-объекты) могут являться самостоятельным объектом концессионных соглашений и соглашений о ГЧП. Позитивная реакция рынка на изменения законодательства не замедлила последовать: на стадии структурирования сейчас находится значительное число проектов, планируемых к реализации с учетом нового регулирования.

Открывая новые возможности для участников рынка, законодатель, тем не менее, серьезно отнесся к специфике IT-объектов, в частности, повышенным требованиям к обмену и хранению информации различного рода, в том числе в целях защиты публичных интересов. Так концессионером или частным партнером по соглашениям, заключаемым в отношении IT-объектов, не могут быть:

  • иностранные физические лица и (или) юридические лица (для соглашений о ГЧП данное ограничение работает и в отношении прочих объектов);
  • российские юридические лица, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные физические лица и (или) иностранные юридические лица, иностранные государства, их органы, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации.

Частной стороной по соглашениям о реализации ГЧП-проектов чаще всего выступает специально  созданная проектная компания, отнесение ее к российской юрисдикции, как правило, является логичным и удобным для участников проекта решением. Реальные же интересанты проекта выступают собственниками компании или предоставляют такой компании необходимые денежные средства. Однако ограничение в части влияния на решения, принимаемые концессионером/частным партнером может существенно затруднить привлечение иностранных инвесторов к реализации ГЧП-проектов в данной сфере.

Ни Закон о концессиях, ни Закон о ГЧП не раскрывают, что понимается под «определением решений», однако на практике уже сформировался ряд подходов к определению прямого и косвенного контроля одного лица над другим. К прямому контролю относятся случаи, когда контролирующее лицо может оказывать влияние на политику, проводимую подконтрольным лицом в силу владения акциями/долями в уставном капитале. К косвенному – когда такое влияние обусловлено не владением активами, а договорными связями, например, корпоративным договором, договором доверительного управления и т.п. При этом трактовка косвенного влияния может быть довольно широкой: к такому влиянию могут быть отнесены ковенанты, закрепленные в кредитных или иных договорах, заключенных между контролирующим и подконтрольным лицом.

Иностранные инвесторы, желающие принять участие в ГЧП-проекте в отношении IT-объектов, должны крайне внимательно отнестись к данному ограничению, в частности, определиться со степенью погруженности в проект, которую они желают получить, и правовыми механизмами, которые помогут достичь необходимого объема возможностей.

В отсутствие сформировавшейся практики представляется, что проблема участия «иностранцев» в ГЧП-проектах может быть частично решена путем выбора правильных корпоративных механизмов для проектной компании, в частности, путем заключения корпоративного договора.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.  

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.